Серебряный век между творческим экспериментом и откровением: эстетический трактат Николая Евреинова

Авторы

  • О.А. Жукова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 109028, Покровский бульвар, д. 11.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-140-151

Ключевые слова:

Николай Евреинов, Серебряный век, эстетические поиски, художественный эксперимент, театральная традиция, философия искусства, откровение

Аннотация

Настоящая статья посвящена эстетическому наследию Н.Н. Евреинова, его поиску новых форм художественной выразительности и смысла искусства в культуре Серебряного века. В статье обсуждаются синкретические исто­ки театральной и теоретической эстетики Н. Евреинова, выявляется общ­ность его творческого поиска с интеллектуальными процессами русской и европейской культуры модернизма. В центре внимания автора – поздний теоретический трактат Н.Н. Евреинова «Откровение искусства». Фило­софский анализ трактата позволяет актуализировать более ранние опыты творчества театрального режиссера в контексте теории и практики художе­ственного модернизма. Выдвигается тезис о генетическом родстве художе­ственных идей Н. Евреинова с различными философскими течениями рус­ской и европейской культуры рубежа XIX–XX вв., а также о взаимосвязи его эстетической теории с философскими концепциями З. Фрейда, К. Юнга, А. Бергсона, Н. Федорова, Вяч. Иванова, А. Белого, Н. Бердяева, С. Фран­ка. Анализируются основные темы трактата с точки зрения общей логики формирования философско-эстетической системы Евреинова. Концептуа­лизации подвергается философский словарь, понятия «искусство» и «от­кровение», составляющие теоретическую рамку трактата. Прослеживается линия преемственности между дореволюционными художественными опытами и эмигрантским периодом творчества Н. Евреинова, оценивается влияние экзистенциальной мысли на его представления о творчестве чело­века. Выявляются философско-антропологические и метафизические ас­пекты трактата. Трактат предлагается интерпретировать как интеллекту­альный феномен русского модернизма, который открывает для творческой личности возможность и художественного эксперимента, и сакрализации эстетического в практике искусства. Такой подход позволяет проследить эволюцию ранней идеи Н. Евреинова о театрализации жизни, определить способы ее эстетической теоретизации в контексте философской культуры России и Европы первой трети ХХ в.

Опубликован

2025-01-19

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2025. Серебряный век между творческим экспериментом и откровением: эстетический трактат Николая Евреинова. Вопросы философии. 1 (Jan. 2025), 140–151. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-140-151.