Что такое просвещение? Ответ братьев Снелль
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-136-147Ключевые слова:
Просвещение, Христиан Вильгельм Снелль, Фридрих Вильгельм Даниэль Снелль, Sapere aude, критицизм, популяризация, популярная философия, вольфианство, кантианство.Аннотация
Появление в 1780-х гг. критических работ Канта после его десятилетнего молчания существенно изменило расположение интеллектуальных сил на поле философии. Вольфианцев и представителей популярной философии стали постепенно теснить те, кто разглядел в этих кантовских работах новую эру в истории человеческой мысли. К последним принадлежали пятеро братьев Снелль, в особенности Христиан Вильгельм и Фридрих Вильгельм Даниэль, которые, несмотря на разносторонность своих научных
интересов, большое количество своих сочинений посвятили именно кантовской философии. В международном кантоведении им до сих пор почти не уделялось внимания. Получив в Университете Гиссена вольфианскую подготовку, они самостоятельно открыли для себя Канта и стали его горячими последователями и пропагандистами. Анализ двух ранних сочинений Хр.В. Снелля показывает, как происходили это открытие и переход с позиций вольфианизма, сочетавшегося у них с эмпиризмом популярных философов, таких как И.Г.Х. Федер и Хр. Гарве, или с лейбницианством Э. Платнера, на позиции кантианства. Важнейшим аргументом в пользу Канта стало для них его учение о морали и основанный на нем проект Просвещения. Собственный ответ Хр.В. Снелля на вопрос о том, что такое Просвещение, опирается на кантовские понятия совершеннолетия, самостоятельного мышления, мужества пользоваться собственным умом и другие. Последнее эксплицитно получает у него моральное выражение. Богатый преподавательский опыт братьев Снеллей служил для них главным мотивом для их деятельности по распространению кантовских идей и их популяризации в специальных монографиях, журнальных статьях и специальных руководствах разных уровней сложности.