Каталоги добродетелей и стратегический имморализм: двуполярная этика «Нитисары» Камандаки

Авторы

  • В.К. Шохин Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-159-170

Ключевые слова:

этика, благо, зло, добродетели, каталоги добродетелей, политические стратегии, цели человека, дхарма, Камандаки, Макиавелли

Аннотация

В статье впервые предпринимается введение в контекст компаративной этики рекомендаций «практикующему монарху» в традиции классической индийской политологии на материале малоизученного, но первостепенно важного для этой традиции стихотворного трактата Камандаки «Нитисара» (ок. VII в.). Рассмотрение представленных в тексте каталогов добродетелей позволяет установить наличие прямых коррелятов не только платоновской (ставшей и общеантичной) системе кардинальных добродетелей, но и ари­стотелевскому отделению интеллектуальных добродетелей от этических, и в обоих случаях демонстрируются также и специфические различия (од­но из которых – приоритетное место сдержанности в списках Камандаки и таковое место рассудительности в античной системе). Сопоставление же казусов прагматической вседозволенности у Камандаки и Никколо Макиа­велли приводит к осмыслению того, что если у флорентийского политолога зло состоит в противоречии с благом (хотя и допускается), то у «индийско­го Макиавелли» самого этого противоречия нет, так как и добродетели, и прямые устранения их располагаются всего только в разных отсеках веч­ной дхармы, санкционирующей равным образом и одно и другое для реше­ния практических задач монарха

Опубликован

2024-12-04

Выпуск

Раздел

Философия Индии

Как цитировать

[1]
2024. Каталоги добродетелей и стратегический имморализм: двуполярная этика «Нитисары» Камандаки. Вопросы философии. 12 (Dec. 2024), 159–170. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-159-170.