«Задача нашего времени»: театральные действа как проект возрождения Античности (предисловие к переводу эссе Н.М. Бахтина). Бахтин Н.М. [«Орестея» в Кембридже] / Перевод с англий­ского Н.А. Червякова

Авторы

  • Н.А. Червяков Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 199991, ГСП-1, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4; Библиотека-музей «Дом А.Ф. Лосева», Москва, 119002, ул. Арбат, д. 33; Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина, Москва, 115280, ул. Велозаводская, д. 8.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-124-135

Ключевые слова:

Н.М. Бахтин, культура, искусство, театр, трагедия, Античность, А.И. Пиотровский, драма, возрождение

Аннотация

Статья посвящена некоторым малоизученным аспектам творчества русско­го философа и филолога Н.М. Бахтина, в частности, его статье эмигрант­ского периода о театральной постановке «Орестеи» Эсхила в университете Кембриджа. Настоящая статья представляет собой попытку реконструиро­вать взгляды Бахтина на так называемую «задачу нашего времени» с опо­рой на общекультурный, культурологический и эстетико-театральный кон­тексты того периода. В приведенном эссе Бахтиным выдвигается тезис о двухступенчатом характере познания любого эстетического или культур­ного феномена. Первая ступень предполагает глубокое изучение условий появления и существования феномена, а вторая – соотнесение исследуемо­го феномена с актуальными задачами. Автор статьи приходит к заключе­нию, что такой задачей можно считать постановку театральных действ под открытым небом, которые были инспирированы идеей Третьего возрожде­ния Античности. В статье обозревается теоретическое наследие театраль­ных деятелей, близких Бахтину и участвовавших в работе по реализации идеи «массовых театральных действ» в Советском Союзе (А.И. Пиотров­ский, С.Э. Радлов). Кроме того, автор сопоставляет идеи Бахтина с модной в то время теорией культуры О. Шпенглера. В статье анализируются пред­ставления Бахтина о различии реальностей разных цивилизаций и эпох, на­ходящих свое выражение в конкретной драматургической форме и конкрет­ных представлениях о жизни, смерти и грехе. Опираясь на эмигрантские тексты Бахтина, автор делает выводы о философском смысле театральных постановок древнегреческих авторов. Приводимое эссе Н.М. Бахтина в рус­ском переводе публикуется впервые

Опубликован

2024-12-04

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2024. «Задача нашего времени»: театральные действа как проект возрождения Античности (предисловие к переводу эссе Н.М. Бахтина). Бахтин Н.М. [«Орестея» в Кембридже] / Перевод с англий­ского Н.А. Червякова. Вопросы философии. 12 (Dec. 2024), 124–135. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-124-135.