О 32 небесах, граде Сюань-ду и Подземном узилище: космология даосской школы Линбао (по материалам «Ду жэнь цзин с четырьмя комментариями»)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-11-185-201Ключевые слова:
Китай, даосизм, школа Духовной драгоценности (Линбао), «Ду жэнь цзин», космология, Южный дворец, Фэн-ду (Фэнду)Аннотация
Статья посвящена космологическому аспекту даосского учения Линбао (школы Духовной драгоценности) – одного из ключевых и вместе с тем слабо изученных направлений в истории религиозного даосизма. Появившись в начале V в., линбаоские тексты отличались развернутыми космографическими концепциями, а также системой индивидуальных и общинных ритуалов, подведенных под составляющие космологического учения. В качестве источника по космологическим воззрениям школы Линбао была рассмотрена «Книга-основа, которая переводит на берег [Спасения]» («Ду жэнь цзин»), а также четыре комментария к ней, относящиеся к V–VIII вв. На основании данного памятника и его ранней комментаторской традиции дается обзор основных составляющих мироздания, выделявшихся в линбаоской доктрине: 32 неба, высшие небесные сферы, Подземное узилище. Делаются выводы о наличии таких акцентов, характерных для космологических описаний в «Ду жэнь цзин» и в комментариях, как длительность индивидуального подвижничества на стезе Дао; перерождение на более высоких небесах как воздаяние за накопленные заслуги; опора на властвующую во всех уголках космоса небесную администрацию