Аким Волынский как космист

Авторы

  • О.А. Матвейчев Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, 125993, Ленинградский проспект, д. 49.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-11-123-133

Ключевые слова:

история философии, русская философия, русский космизм, философия общего дела, Николай Федоров, Аким Волынский

Аннотация

В статье анализируется оригинальная концепция космизма Акима Волын­ского – известного искусствоведа и философа конца XIX – начала XX в., ранее не причислявшегося к русским космистам. Большой поклонник Н.Ф. Федорова (известно его выражение «в одном Федорове – искупление всех грехов и преступлений русского народа»), Волынский тем не менее подверг критике основные постулаты учения «московского Сократа». Фе­доровский принцип регуляции природы он считал опасным и неприемле­мым, идею «трудового воскрешения предков» – чистейшим позитивизмом, апофеозом западного технократизма. По мнению Волынского, концепция Федорова, обращенная в прошлое, не предполагает появления нового, роста «культурной пирамиды». Западу с его склонностью вмешиваться в ход ве­щей природы он противопоставляет Восток, склонный к медленному и пла­номерному духовному преображению действительности. Волынский уверен, что Всеобщее воскресение грядет, но оно будет дарованно «благодетель­ным ходом космических сил». Человек станет бессмертным не в результа­те всемирного технологического проекта, а когда произойдет полное одухо­творение материи. Предвосхищая идеи современных трансгуманистов, Волынский предсказывает, что человек преобразится в некую информаци­онную или энергетическую сущность («пучок света»), которая будет суще­ствовать одновременно во всех временах – это и будет всеобщим воскресе­нием. Цель статьи – восполнить картину становления русской философской мысли

Опубликован

2024-11-04

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2024. Аким Волынский как космист. Вопросы философии. 11 (Nov. 2024), 123–133. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-11-123-133.