Понятие таксона: холизм и элементаризм
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-11-27-37Ключевые слова:
класс, таксон, вид, понятие, систематика в биологии, холизм, элементаризм, кладизм, эволюционизмАннотация
Предлагаемая в статье гипотеза утверждает, что систематическое (типологическое, классификационное, таксономическое) видение некоторого многообразия (множества) как объекта научного исследования является фундаментальным условием всякой отдельной концептуализации. Холистический взгляд, движение «сверху вниз» – исходный пункт теоретизирования, а не результат обобщения частных понятийных конструкций. Вопрос о том, что именно обеспечивает когнитивную целостность – восприятие, образное мышление или язык – остается открытым и нуждается в дополнительном
исследовании. Психология восприятия приводит экспериментальные аргументы в пользу целостности, формальная логика апеллирует к элементаристскому построению концептуальной системы. Тестирование нашей гипотезы ведется в форме кейс-стади спора в области биологической систематики между типологической эволюционистской систематикой (Дж. Симпсон, Т. Кавалье-Смит, А.Л. Тахиаджян) и методологией кладизма (В. Хениг, А.И. Шаталкин, И.Я. Павлинов). Здесь друг другу противостоят два направления, которые в философских терминах можно обозначить как интуиционистское и логико-методологическое, соответственно. В первом приоритет отдается холистическому классификационному видению на грани с типологией, естественной филогенетической классификации и понятию вида как элемента биологической реальности; во втором – отдельному понятию с его признаками, искусственной классификационной однозначности и аналитической строгости, компьютерному моделированию и понятию таксона как элемента классификации. Наиболее взвешенной научно-биологической позицией может быть, вероятно, комбинация обеих методологий, хотя кладизм и является сегодня мировым мейнстримом в контексте цифровизации биологии. В статье приводятся аргументы в пользу холистической методологии, хотя в философии и науке спор между холизмом и элементаризмом, по-видимому, окончательно неразрешим