Понятие ки в теории японских боевых искусств эпохи Токугава. На материале трактата Иссай Тёдзан «Рассуждения тэнгу об искусстве [меча]» 1729 г.
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-10-168-175Ключевые слова:
японские боевые искусства, будо, бугэй, конфуцианство, Иссай Тёдзан, Кумадзава Бандзан, «Тэнгу гэйдзюцу рон», «Гэйдзюцу тайи»Аннотация
Понятие ки (кит. ци) – «пневма», «воздух», «дыхание», «дух», «энергия», «жизненная сила», «материя» и др. – одна из основополагающих и наиболее специфических категорий китайской и, шире, дальневосточной философской мысли. В Японии усвоение категории ки началось вместе с проникновением китайской религиозно-философской мысли. В теорию боевых искусств (будзюцу) категория ки входит в эпоху Токугава (1603–1867) с утверждением конфуцианства как главенствующего течения общественной мысли. В 1729 г. Иссай Тёдзан (1659–1741) опубликовал трактат «Тэнгу гэйдзюцу рон» («Рассуждения тэнгу об искусстве [меча]»), в котором впервые в литературе по будзюцу не только систематически рассмотрел функции ки, но и дал практические указания по управлению ки с помощью дыхательных упражнений и практики сосредоточения, положив начало развитию боевых искусств как одного из методов «пестования жизни» (яп. ёдзё, кит. яншэн). В статье систематизированы представления Иссай Тёдзан о сущности и функциях ки, раскрыто место данного понятия в педагогической технологии достижения мастерства в боевом искусстве