Демон или будда: настоятель Рё:гэн и его образ в поучительных рассказах «Бесед о делах старины»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-10-154-167Ключевые слова:
сэцува, буддизм, монахи, Рё:гэн, Дзиэ, Тэндай, Минамото-но Акиканэ, «Кодзидан», ЭнрякудзиАннотация
В статье рассматривается биография Рё:гэна, выдающегося японского монаха X в., кратко описывается его вклад в развитие школы Тэндай, которую он возглавлял, и анализируется восприятие его достижений и недостатков авторами собраний коротких поучительных рассказов сэцува – в основном Минамото-но Акиканэ, составителем «Бесед о делах старины» (нач. XIII в.). Акиканэ отбирает для раздела о монахах три рассказа, в которых фигурирует Рё:гэн, при этом создавая образ настоятеля – сверхчеловеческой сущности, дракона, который явился в мир людей и встал во главе школы Тэндай исключительно ради блага других. В современной Акиканэ и немного более поздней литературе были и примеры совершенно противоположного взгляда на природу Рё:гэна и характер его деяний; противоречивые трактовки образа настоятеля в японской культуре объясняются фактами его биографии. Не имея преимуществ знатного происхождения или богатства, преодолев множество трудностей, Рё:гэн достиг вершин монашеской иерархии, в частности, благодаря таланту оратора, глубокому знанию буддийских текстов и умению выстроить связи с мирской аристократией. Его часто критиковали за последнее; но настоятелю удалось вывести школу Тэндай из состояния застоя к расцвету. При этом он сыграл роль в развитии раскола внутри школы, всюду продвигая монахов собственного направления; но он также был талантливым администратором, отстроил множество храмовых зданий, улучшил систему образования в Энрякудзи. Он повлиял на развитие амидаизма, а многие его ученики стали видными религиозными мыслителями. И последнее может быть одной из причин, почему Акиканэ, осуждающий монахов за властолюбие, не критикует Рё:гэна.