«Теология боли Господа» Китамори Кадзо: основные идеи
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-10-132-142Ключевые слова:
боль Господа, теология страдания, христианство, Япония, национализм, лютеранство, либеральная теология, диалектическая теологияАннотация
Китамори Кадзо (1916–1998) является одним из наиболее известных японских теологов, чьи идеи получили значительный резонанс за рубежом. Его основным трудом стала работа «Теология боли Господа» («Ками-но итами-но сингаку»), которая знаменовала собой своеобразный прорыв, обозначивший новый путь развития японского христианства в послевоенные годы. По Китамори, боль и страдания, испытываемые людьми, близки боли Господа, любящего грешников, не достойных любви и подлежащих наказанию за свои грехи; эта идея во многом отразила настроения японцев, испытавших шок от атомных бомбардировок и поражения во Второй мировой войне. «Теология боли Господа» приобрела популярность на Западе уже в 1970-е гг. на волне развития так называемых теологий родительного падежа с одной стороны и все большей заинтересованности теологов в переосмыслении страдания – с другой. В данной статье рассматриваются основные положения «теологии боли Господа» Китамори Кадзо, а также тот культурно-исторический контекст, на фоне которого она возникла. Особый акцент ставится на идее о боли Господней, возникающей на стыке Божественного гнева и любви, являющейся сущностью Бога и стержнем, на котором зиждется христианская теология, учении о страданиях человека как символе боли Господней, а также мысли об избранности японского народа как претерпевшего неизмеримые страдания и приближенного к пониманию Божественной боли и, следовательно, самой сущности Господа