Цифровая идентичность и гуманистическая модель цифровой образовательной среды

Авторы

  • С.А. Храпов Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань, 414056, ул. Татищева, д. 20а.
  • С.Е. Крючкова Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 125167, Ленинградский пр-т, д. 49
  • И.М. Меликов Российский государственный социальный университет, Москва, 129226, ул. Вильгельма Пика, д. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-7-29-39

Ключевые слова:

цифровая идентичность, самоидентификация, образование, цифровая образовательная среда (ЦОС), деструктивные тенденции ЦОС, гуманистическая модель ЦОС

Аннотация

Статья посвящена проблемам субъективно-личностного самоопределения учащихся в ситуации контакта с инфокоммуникационной средой, в частности анализу феномена так называемой «цифровой идентичности», символизирующего
появление новой модальности идентификации индивида в виртуальном пространстве. Методологическую основу исследования составили философский,
аксиологический и системный подходы. Кроме того, используются возможности метода экзистенциальной аналитики, позволяющие исследовать не только
онтологические, но и ценностно-смысловые контексты формирования идентичности личности, позволяющие рассматривать сущность «Я» в уникальном единстве его личностных качеств, а также контент-анализ как оптимальное средство
диагностики сетевой идентичности. Показано, что представленность жизни молодых людей в виртуальной среде как одна из форм успешной социализации,
а также возможность конструирования виртуальной личности и ее самопрезентация во внешней среде с помощью идеальных Я-образов обуславливают проективный характер цифровой идентичности, являющейся в конечном счете набором проекций реальной идентичности, переведенной с помощью цифровых
технологий в знаково-символический контекст. На основе примеров обратного влияния онлайн-идентичности на реальную делается вывод о появлении
тенденции стирания граней между ними, знаменующей начало процесса сращивания цифровой и реальной идентичности. Итогом исследования является гуманистическая модель цифровой образовательной среды (ЦОС), задающая основные вариативные векторы ее разработки и внедрения с учетом творческого
потенциала конкретного педагога, условий образовательной организации, социально-педагогической и социально-психологической специфики обучающихся

Опубликован

2024-07-19

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2024. Цифровая идентичность и гуманистическая модель цифровой образовательной среды. Вопросы философии. 7 (Jul. 2024), 29–39. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-7-29-39.