«Японская библиография» Кан Ю-вэя: истоки модернизации китайской мысли. Кан Ю-вэй. Японская библиография. Предисловие. Пер. с кит. и прим. Д.Е. Мартыно­ва

Авторы

  • Лю Лицю Нанкинский университет науки и технологий, Китай, Jiangsu Province, Nanjing City, 210094, Xuanwu, Xiaolingwei str., 200.
  • Д.Е. Мартынов Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, 420111, ул. Пушкина, д. 1/55, Учебное здание № 36.
  • Ю.А. Мартынова Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, 420111, ул. Пушкина, д. 1/55, Учебное здание № 36.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-5-195-207

Ключевые слова:

Кан Ю-вэй, неоконфуцианство, модернизация, реформы Мэйдзи, сциентизм.

Аннотация

В статье рассматривается эволюция мировоззрения выдающегося китайского реформатора и философа Кан Ю-вэя (1858–1927) во второй половине 1890-х гг. Составленная им в 1897 г. «Японская библиография» явилась этапным трудом для восприятия в Китае современной научной терминологии. Одновременно она свидетельствует, что накануне Движения за реформы 1898 г. Кан Ю-вэй еще оставался на позициях ортодоксального неконфуцианства, не пытался син­тезировать конфуцианские ценности с современной ему научной картиной
мира и дарвиновской эволюционной теорией. Предисловие к «Японской биб­лиографии» доказывает, что процесс формулирования философии истории и базового закона истории (смены Трех эр) Кан Ю-вэем был далеко не завер­шен, не использовалось им и понятие Великого единения (Да тун). Кан Ю-вэй заявлял, что научно-техническое превосходство Запада является вторичным, первична же мировая «битва умов», в которой страны, вступившие на путь до­гоняющего развития, имеют шансы обогнать былых гегемонов. В качестве при­мера приводится императорская Япония, интеллектуалы которой сумели синте­зировать западную философию с восточным мышлением и иероглифической письменностью. Для ускорения вестернизации Китая, апологетом которой то­гда был Кан Ю-вэй, должен всецело использоваться японский опыт, в том чис­ле уже выполненные переводы научно-технической литературы на японский язык. Составляя «Библиографию», Кан Ю-вэй еще не был в состоянии предло­жить оригинальную систематику научного знания и пользовался готовыми об­разцами. Коренной перелом в его мышлении наступил только в начале ХХ в.

Опубликован

2024-07-19

Выпуск

Раздел

Философская мысль Китая

Как цитировать

[1]
2024. «Японская библиография» Кан Ю-вэя: истоки модернизации китайской мысли. Кан Ю-вэй. Японская библиография. Предисловие. Пер. с кит. и прим. Д.Е. Мартыно­ва. Вопросы философии. 5 (Jul. 2024), 195–207. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-5-195-207.