Идеология освобождения животных и «вина» христианства Часть I: Так ли плох видизм?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-4-181-192Ключевые слова:
этика обращения с животными, страдание, видизм, человеческий шовинизм, Питер Сингер, Том Риган.Аннотация
Цель статьи – дать критический анализ тезиса об ответственности христианства за угнетение животных на Западе, развитого идеологами их освобождения: Питером Сингером и его единомышленниками. Поскольку историческая связь этой религии с представлениями о моральном статусе животных и практиками их использования запутанна, изменчива и многогранна, анализ ограничен изучением понятия видизма, основообразующего в данном тезисе. Сингер и другие либерационисты интерпретируют видизм как форму неоправданной дискриминации по признаку видовой принадлежности и уподобляют его расизму и сексизму. Раскрывая ложность данной аналогии, автор доказывает, что дискриминация этого рода может быть как оправданной (и тогда видизм непредосудителен), так и неоправданной (и тогда ради терминологической ясности лучше использовать другое, чисто негативное, понятие человеческого шовинизма). Также делается вывод, что оправданный видизм не был прямо и по преимуществу обусловлен религией. Христианская идея священности человеческой жизни сама явилась производной от веры в уникальность человека, которая питает видизм и покоится на самоочевидных основаниях, не зависящих от религии. Служа врожденной перспективой, присущей всем сознательным существам, в которой те осознают окружающий мир, видизм отнюдь не обязательно ведет к угнетению животных. Страдания, которые мы им причиняем, в основном имеют другие, более очевидные причины.