Эдип как я сам и как другой: трагедия Софокла «Царь Эдип» в «Насилии и священном» Рене Жирара Часть I
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-3-196-206Ключевые слова:
насилие, жертвенный цикл, абстрактная война, мимесис, героический миф, чудовище, двойники-соперники, другой, познание, агон, козел отпущения, различие.Аннотация
В статье рассматривается теория насилия Рене Жирара и та роль, которую в ней играет интерпретация трагедии Софокла «Царь Эдип». Поскольку
история Эдипа неоднократно была предметом рассмотрения, в частности, психоанализа и структурализма и поскольку интерпретация самого Жирара продолжает эти толкования и в то же время полемизирует с ними, в статье история Эдипа рассмотрена с учетом широкого контекста ее современных философских, литературоведческих, исторических объяснений. При этом сама история Эдипа проанализирована как последовательное напластование уровней, названных в статье «мифологическим», «семейным» и «политическим». В статье утверждается, что практически все интерпретации истории Эдипа рассматривают один из данных уровней в качестве главного и, следовательно, также могут быть разделены на три типа. Толкование истории Эдипа в теории Жирара, в соответствии с данной типологией, принадлежит к тем, которые рассматривают в первую очередь ее политический аспект, что делает ее близкой современным проблемам, но в то же время уязвимой для критики, поскольку, в соответствии с логикой данной интерпретации, Эдип лишается качеств действующего лица, превращаясь в игрушку безличных процессов, что существенно искажает смысл трагедии Софокла в ее «классическом прочтении».