Эдип как я сам и как другой: трагедия Софокла «Царь Эдип» в «Насилии и священном» Рене Жирара Часть I

Авторы

  • М.А. Монин Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет), Москва, 119991, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-3-196-206

Ключевые слова:

насилие, жертвенный цикл, абстрактная война, мимесис, героический миф, чудовище, двойники-соперники, другой, познание, агон, козел отпущения, различие.

Аннотация

В статье рассматривается теория насилия Рене Жирара и та роль, которую в ней играет интерпретация трагедии Софокла «Царь Эдип». Поскольку
история Эдипа неоднократно была предметом рассмотрения, в частности, психоанализа и структурализма и поскольку интерпретация самого Жирара продолжает эти толкования и в то же время полемизирует с ними, в статье история Эдипа рассмотрена с учетом широкого контекста ее современных философских, литературоведческих, исторических объяснений. При этом сама история Эдипа проанализирована как последовательное напластова­ние уровней, названных в статье «мифологическим», «семейным» и «поли­тическим». В статье утверждается, что практически все интерпретации ис­тории Эдипа рассматривают один из данных уровней в качестве главного и, следовательно, также могут быть разделены на три типа. Толкование ис­тории Эдипа в теории Жирара, в соответствии с данной типологией, при­надлежит к тем, которые рассматривают в первую очередь ее политический аспект, что делает ее близкой современным проблемам, но в то же время уязвимой для критики, поскольку, в соответствии с логикой данной интер­претации, Эдип лишается качеств действующего лица, превращаясь в иг­рушку безличных процессов, что существенно искажает смысл трагедии Софокла в ее «классическом прочтении».

Опубликован

2024-07-19

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2024. Эдип как я сам и как другой: трагедия Софокла «Царь Эдип» в «Насилии и священном» Рене Жирара Часть I. Вопросы философии. 3 (Jul. 2024), 196–206. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-3-196-206.