О диалектике реального и идеального: Эвальд Ильенков и отечественная эпистемологическая традиция
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-3-52-61Ключевые слова:
Эвальд Ильенков, реальное, идеальное (Ideelle), материя, форма, диалектика, социальное.Аннотация
Статья посвящена переосмыслению места и роли Эвальда Васильевича Ильенкова в отечественной эпистемологической традиции. Его интерпретация диалектики реального и идеального (по-немецки: Ideelle) оказывается поразительно созвучной интеллектуальным поискам русских философов первой половины ХХ в. (Г.Г. Шпета, П.А. Флоренского, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева и др.), обратившихся (каждый по-своему) к осмыслению феноменов социального мира. Это созвучие долгое время оставалось за пределами исследовательского внимания, а между тем погружение концепции «идеального» Ильенкова в контекст «положительной философии» на русской почве становится актуальным сегодня для выявления преемственности в развитии русской философии как целостном культурно-историческом феномене. Несмотря на кажущуюся парадоксальность, Ильенков, постулируя «идеальное» как «реально» существующее, оказывается гораздо ближе к русской философской традиции, чем это позволяла представить определенная «социально-идеологическая» конъюнктура его времени. Исследуя «логику» «Капитала» Маркса, Ильенков обнаруживает особый слой реальности, существующий исключительно в социальном мире и требующий понимания. Он стал первым в советской философии, кто не только понял концепцию «идеального» Маркса, но и развил ее, то есть раскрыл существование идеального в смысле Ideelle не только во внешнем теле культуры, в чем состоит заслуга К. Маркса, но и внутреннем духовном мире человека. В заключение отмечается необходимость конкретизации концепции Э.В. Ильенкова посредством сопоставления ее с идеями русских философов, в частности с рассуждениями М.М. Бахтина о соотношении архитектонической и композиционной форм, содержания и материи (материала).