Идеальное: по следам философии Э.В. Ильенкова
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-3-8-19Ключевые слова:
идеальное, мышление, сознание, представленность, язык, деятельность, орудийность, диалектика, категории, время, чистая форма.Аннотация
В статье предпринята попытка дать анализ исходной формы идеального, следуя его определению в творчестве Э.В. Ильенкова. Объективная определенность идеального формой общественного труда была показана Марксом. Ильенков, исследуя эту проблему, приходит к определению идеального, которое сегодня стало классическим. Суть идеального заключается в возникновении внутри общественно-организующегося труда таких отношений, которые выражают лишь функциональный смысл поставленных в это отношение вещей. Эти отношения идеальны, потому что вещи, в это отношение поставленные, не имеют между собой никаких естественно-природных связей. Этот функциональный смысл задается формой общественного труда и выражает отношение каждого элемента внутри труда к объективно-целостному смыслу и содержанию общественно-исторически организующейся деятельности. Этим же порождается и образ предмета: общественная форма вещи не совпадает и противоположна по смыслу естественно-природному бытию. А тем самым в полном объеме ставится проблема истины. Идеальное в творчестве Ильенкова проявляет себя во всех сюжетах его философских исследований. Предлагаемая статья – усилие войти в диалектику идеальной формы, в которой проявляется сущностное тождество с понятиями сознания и мышления. Функциональное отношение, возникающее в общественном производительном труде, являясь отношением идеальным, в идеальной же форме проявляет содержание объективного мира. Истинность объективного содержания выражается через категориальное мышление, которое, в свою очередь, представляет собой истинные формы идеального. Объективное представление как ведущее понятие статьи высвечивается в контексте сознания и мышления.