Лингвомистические мотивы в философии П.А. Флоренского
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-2-83-93Ключевые слова:
Флоренский, молитва, философия языка, философия культа, имяславие, религиозный опыт, антиномизм, энергийность, Божественные энергии.Аннотация
Статья посвящена рассмотрению лингвомистических мотивов в философских построениях П.А. Флоренского. Автор показывает, что раскрытие данной проблематики возможно путем тематизации таких концептов в философии Флоренского, как язык и религиозный опыт. В статье выдвигается тезис, что лейтмотивом онто-гносеологии Флоренского стала христиански окрашенная философия имени, что позволяет вывести изучение лингвомистических мотивов воззрений Флоренского на первый план. Философия языка мыслителя основывается на представлении о символе как о синергийном действии его ноуменальной и феноменальной сторон. Обсуждая данную проблему, автор анализирует тексты Флоренского, в которых он трактует символ как нечто большее, чем он сам, не равное самому себе, а являющее иную реальность, промежуточный уровень между внутренним и внешним. Подобное утверждение позволяет говорить о лингвомистической установке философских выкладок Флоренского. В статье раскрывается смысл лингвомистических мотивов в вопросе установления связи человека с трансцендентным. Пути восстановления связи между профанным и сакральным изложены Флоренским в философии культа, ядром которой является религиозный праксис. Обязательной частью обрядовых практик считается молитва. В работе показано, что Флоренский выдвигает проблему реализации религиозного опыта как формы взаимодействия человеческого и божественного путем словесного служения. Лингвомистические мотивы в данном аспекте представляют собой основание, на котором выстраивается весь православный религиозный праксис – как это представлено в философии Флоренского – праксис, который, в свою очередь, обязателен для формирования цельного мировоззрения, а также для будущего спасения человечества в лоне церкви. В статье реконструируется концепт молитвы как важного структурного элемента онто-гносеологической концепции Флоренского, которую можно на уровне философии языка представить как форму переживания лингвомистического опыта, выраженного в синергии человека, языка и Бога.