Лингвомистические мотивы в философии П.А. Флоренского

Авторы

  • М.В. Жукова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-2-83-93

Ключевые слова:

Флоренский, молитва, философия языка, философия культа, имяславие, религиозный опыт, антиномизм, энергийность, Божественные энергии.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению лингвомистических мотивов в философ­ских построениях П.А. Флоренского. Автор показывает, что раскрытие дан­ной проблематики возможно путем тематизации таких концептов в филосо­фии Флоренского, как язык и религиозный опыт. В статье выдвигается тезис, что лейтмотивом онто-гносеологии Флоренского стала христиански окрашенная философия имени, что позволяет вывести изучение лингвоми­стических мотивов воззрений Флоренского на первый план. Философия языка мыслителя основывается на представлении о символе как о синер­гийном действии его ноуменальной и феноменальной сторон. Обсуждая данную проблему, автор анализирует тексты Флоренского, в которых он трактует символ как нечто большее, чем он сам, не равное самому себе, а являющее иную реальность, промежуточный уровень между внутренним и внешним. Подобное утверждение позволяет говорить о лингвомистиче­ской установке философских выкладок Флоренского. В статье раскрывает­ся смысл лингвомистических мотивов в вопросе установления связи чело­века с трансцендентным. Пути восстановления связи между профанным и сакральным изложены Флоренским в философии культа, ядром которой является религиозный праксис. Обязательной частью обрядовых практик считается молитва. В работе показано, что Флоренский выдвигает пробле­му реализации религиозного опыта как формы взаимодействия человече­ского и божественного путем словесного служения. Лингвомистические мотивы в данном аспекте представляют собой основание, на котором вы­страивается весь православный религиозный праксис – как это представле­но в философии Флоренского – праксис, который, в свою очередь, обязате­лен для формирования цельного мировоззрения, а также для будущего спасения человечества в лоне церкви. В статье реконструируется концепт молитвы как важного структурного элемента онто-гносеологической кон­цепции Флоренского, которую можно на уровне философии языка предста­вить как форму переживания лингвомистического опыта, выраженного в синергии человека, языка и Бога.

Опубликован

2024-02-29

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2024. Лингвомистические мотивы в философии П.А. Флоренского. Вопросы философии. 2 (Feb. 2024), 83–93. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-2-83-93.