Сполохи романтической эстетики у Йозефа Гёрреса
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-1-150-159Ключевые слова:
Гёррес, Жан Поль, Рунге, эстетика, искусство, романтизм, художественное, идеал, поэзия, живопись, музыка, драма.Аннотация
Эстетика немецкого мыслителя Йозефа Гёрреса, в молодости примыкавшего к романтизму, выражается яркими поэтическими образами – вспышками («сполохами») эстетического сознания. Особенно ярко они проявляются при его субъективной герменевтике художественных произведений любимых авторов – Жана Поля в литературе и Филиппа Отто Рунге в изобразительном искусстве. Гёррес убежден, что в произведениях искусства содержится нечто большее в духовном плане, чем представлялось самим художникам. Для него искусство иероглифично и символично. Художественно-эстетическое пространство представляется Гёрресу системой оппозиций идей и феноменов внешнего мира, которые снимаются на более высоком уровне художественным идеалом, синтезирующим противоположные начала. Искусства, основывающиеся на идее, – «продуктивные», производящие нечто новое, а на природных явлениях – «эдуктивные», выводящие свои произведения из уже существующих объектов. Продуктивный художник творит на основе фантазии, эдуктивный – на преображении природных образов. На игре продуктивных и эдуктивных принципов возникает более высокий «идеальный» принцип творчества. В другой плоскости рассмотрения Гёррес делит искусства на риторические и пластические, которые, в свою очередь, тяготеют к продуктивным и эдуктивным типам, объединяясь в стремлении к художественному идеалу. Художественный идеал устремлен к «высшей гуманности» и тождествен с красотой. Еще в одной плоскости рассмотрения искусства предстают у Гёрреса как «представляющие» внешний мир и как «формирующие» внутренний мир человека. Эстетика осмысливается немецким мыслителем как наука, выраженная художественными средствами.