Об основных вопросах философии науки в полемике Н.Н. Страхова с учеными-спиритами
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-1-111-118Ключевые слова:
Н.Н. Страхов, философия науки, русская философия, наука, метод, рационализм, эмпиризм.Аннотация
В продолжающихся интеллектуальных поисках «истоков» и «начал» философии науки в России одним из самых существенных является возвращение к текстам, написанным в XIX в., когда еще не сложились и не выделились окончательно философско-теоретические тренды, определяющие направления развития неклассической эпистемологии ХХ в. При этом для нас сегодня достаточно сложно жестко разграничивать идейные направления того времени, отделяя, к примеру, философию науки от этики, а политическую философию от социальной. Русская философия XIX в. формировалась в поле публицистики и научно-популярной литературы, обращенной ко всей образованной читающей публике, а не к специализированным аудиториям философов, ученых-естественников, ученых-гуманитариев и т.д., с углубленной семантической и тематической специализацией. В статье анализируется философско-научное содержание и значимость книги «О вечных истинах (мой спор о спиритизме)», составленной известным русским философом Николаем Николаевичем Страховым из опубликованных в литературно-научной периодике материалов его полемики с химиками-спиритистами. Выявляются постановки вопросов о познавательном априоризме, о внешних и внутренних пределах научной рациональности, о роли и месте эмпирического познания в обосновании теорий и в решении прикладных практических задач, о культурно-национальной специфике интеллектуальных традиций и предпосылок, об отражении эпистемологических установок в категориальном языке науки и др. Сделан вывод об актуальности страховского подхода для обсуждения состояния и проблем современной философии и методологии науки.