Положение человека в визуальном хаосе
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-1-29-36Ключевые слова:
визуальный образ, визуальная экология, урбанистика, информация, космос, хаос, иконический поворот.Аннотация
В статье анализируется переход человека из мира вещей и персональных отношений в мир визуальных образов и цифровой коммуникации. Визуальная среда вбирает и концентрированно возвращает нам и идеологию, и политику, и экономическое положение, и нравственное состояние общества, и оптимизм в достижении общих целей. Она точный портрет состояния общества. Для создания экологически здоровой визуальной среды внутреннее пространство жилища размыкается, а внешнее, уличное, сопротивляясь геометрической принудительности, ограничивается и замыкается. Автором конституируется дисциплина, изучающая визуальную среду обитания, – визуальная экология – и определяется специфика ее предмета. Указывается ее связь с экологией как таковой, с одной стороны, и с визуальной урбанистикой – с другой. Логика исследования визуальной среды требует переноса исследовательского интереса от абстрактного знака к символу, от прямолинейности магистралей к естественной линии природных локаций, от стерильной регулярности к естественной линии ландшафта. В деле визуально-экологической экспертизы важна мера визуальной информации, с позиций которой число окружающих человека образов оказывается избыточным, а их размеры, интенсивность воздействия и навязчивая стратегия привлечения внимания – чрезмерны. В статье тематизируется способность воображения воплощать, опредмечивать, оформлять. Воображение трактуется как процесс превращения образа в реальность, в предметный мир, в волевой импульс, в стратегию поведения и принятия решений.