Региональные онтологии: происхождение и смысл проблемы
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-12-180-191Ключевые слова:
онтология, логика, феноменология, Гуссерль, Хайдеггер.Аннотация
Теория «региональных онтологий» является специфическим продуктом, получившим известность благодаря феноменологии Э. Гуссерля. В качестве важнейшего методического понятия оно используется в основном в сочинениях самого Гуссерля, а также в трудах его учеников. Последним из крупных феноменологов, использовавшим это понятие в своей философии, был М. Хайдеггер. В последующем концепция региональных онтологий перестает привлекать внимание исследователей, заметно уступая в популярности проблемам жизненного мира, времени, интерсубъективности, «кризиса наук» и др. В статье рассматривается происхождение этого понятия в феноменологии Гуссерля, его роль в системе феноменологической философии, роль по отношению к частным дисциплинам, а также последующие судьбы этой проблематики. Исторически проблема региональных онтологий примыкает к традиции классификации наук в западноевропейской философии. У Гуссерля она берет свое начало в логической теории предметности периода «Логических исследований» и достигает наиболее развернутой проработки в трех книгах «Идей к чистой феноменологии», в которых Гуссерлю требовалось показать универсальное значение своей феноменологии не только как варианта новой философии, но и как методологии, применимой для всех систем знания. Эти задачи приводят к заметной двойственности в разъяснениях Гуссерля: с одной стороны, феноменология довольно часто характеризуется как «истинная онтология»; с другой стороны, происходит постоянное размежевание феноменологии и онтологии. Одна из важных причин отмеченной двойственности заключается в недостаточном терминологическом разграничении выражений «трансцендентальная феноменология», «феноменологическая философия» и «феноменологически фундированная философия». Каждое из них обозначает разные задачи и уровни феноменологии, при этом только первое как исследование априорных структур абсолютного сознания нуждается в отграничении от онтологии. Под влиянием Хайдеггера в последующем развитии феноменологии убеждение в тождественности феноменологии и онтологии длительное время преобладало.