«Третья миссия» университета? Модель университета как элемент проекта общественного развития
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-12-65-75Ключевые слова:
университет, общественное развитие, «третья миссия» университета, модели университетов, управление университетами.Аннотация
Университет часто становится объектом философского осмысления не только в качестве научной и образовательной структуры, но и как один из влиятельных социальных институтов. В ХХ в. этому аспекту феномена университета посвятили свои труды Макс Вебер, Карл Ясперс, Хосе Ортега-и-Гассет, Пьер Бурдье… Сегодня обсуждение проблем, связанных с осмыслением собственно социальной роли университета приобретает особую актуальность на фоне захватывающей современное общество цивилизационной динамики. Релевантная тематика оказывается ныне в центре внимания философских и социогуманитарных исследований, как за рубежом, так и в России. Красной нитью через современные философские исследования университета проходит вопрос о том, как классические модели университета трансформируются в новой общественной реальности, какая модель реализации социокультурных функций наиболее адекватна нынешнему этапу развития российской цивилизации? Вместе с тем открытым и обделенным вниманием представляется другой вопрос: в какой степени университету свойственно направлять общественное развитие, а не пассивно следовать за социальными запросами? Автор ищет ответ на этот вопрос в ходе рассмотрения классических текстов, конституирующих наиболее известные модели университета в релевантном ракурсе. Проведенный в статье анализ, по мнению автора, убедительно показывает, что университет как специфическая научная и образовательная структура выполняет вполне определенную, имманентно присущую ему миссию развития общества. Вопрос лишь в том, в каком направлении развивает общество конкретный университет, и как он должен действовать, чтобы содействовать развитию, а не следовать за изменениями или даже способствовать общественному распаду?