Remarks on Marx and Changing the World
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-162-172Ключевые слова:
Маркс, Энгельс, Гегель, марксизм, материализм, идеализм, теория познания, теория отражения, изменение мира.Аннотация
Статья обращается к интересу лично Маркса и марксистской традиции к изменению мира. Как правило, и это можно объяснить политическими причинами, Марксу и Энгельсу приписывают идентичную позицию в этом вопросе. Автор показывает, что это упрощение, и предлагает свою интерпретацию, основывающуюся на первичности философских истоков для развития идей Маркса. Маркс в таком случае оказывается гегельянцем и критиком Аристотеля, в то время как Энгельс остается анти-гегельянцем. Энгельс следует за Шеллингом в отрицании Гегеля, а Маркс выстраивает свою концепцию на основе теории современного мира Гегеля, одновременно оспаривая аристотелевскую концепцию экономической ценности. Энгельс отрицает современную ему философию, отдавая приоритет науке и так называемому научному социализму. Марксистская же экономическая наука возникает как реакция Маркса на аристотелевские интуиции. Автор показывает, что следует различать философию Маркса и марксистскую традицию не только по причине разнообразных воплощений последней, но прежде всего в силу их разного истока. Это разграничение идей самого Маркса и вырастающего из энгельсовской интерпретации марксизма может быть осуществлено с опорой на предложенную Парменидом постановку вопроса о соотношении бытия и мышления в познании. Для Энгельса вопросы эпистемологии сводятся к тому, чтобы мышление о бытии и само бытие совпадали. Позднее этот материалистический подход ляжет в основу теории отражения. Позиция же Маркса сложнее и может быть охарактеризована как идеалистическая. Именно это фундаментальное расхождение определяет разницу отношение Маркса и марксистской традиции к вопросу о необходимости изменения мира.