Философская антропология Михаила Константиновича Петрова: культура и социокод. К 100-летию со дня рождения
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-126-136Ключевые слова:
М.К. Петров, культура, язык, знак, биокод, социокод, трансмутация, трансляция, коммуникация, ген, традиция, знание.Аннотация
В статье, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося отечественного философа, теоретика культуры, науковеда Михаила Константиновича Петрова (1923–1987), оценивается его вклад в философию второй половины ХХ в. Исследуются проблемы взаимовлияния, общения и формирования культур, прослеживается генезис и способы выявления разных универсалий культуры – социокодов: личного-именного, профессионально-именного и универсально-понятийного. Язык, знак, культура – центральные темы и главные понятия всех работ Петрова (и название одной из основополагающих его книг). Эти термины употребляются для выражения
видовых особенностей человека, необходимо ставшего социальным существом из-за биологической недостаточности. Трансляция, трансмутация и коммуникация – основные виды общения. Культура рассматривается через призму такого средства общения, как язык и знак, понятого как ген социальной наследственности, носитель смысла, хранитель знания и значения. Позиция Петрова сопоставлена с позицией Клиффорда Гирца, для которого человеческая природа есть одновременно культурный и биологический продукт. Дополняющая и развивающая органические способности человека, культура является «неотъемлемой частью самих этих способностей». Несмотря на различие позиций обоих авторов, присущая им логика обсуждения и постановки проблем оказалась стилистически близкой и по постановке проблем.