У. Джеймс в русском академическом богословии нач. ХХ в. Часть II. От многообразия религиозного опыта к мистическому разуму
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-114-125Ключевые слова:
религиозный опыт, мистицизм, обожение, богопознание, мистический разум, М.М. Тареев, П.М. Минин, А.М. Туберовский, У. Джеймс.Аннотация
Выход в 1910 г. перевода «Многообразия религиозного опыта» У. Джеймса послужил, как известно, поводом к серьезной дискуссии, проходившей на страницах журнала «Вопросы философии и психологии». Однако в тени до сих пор остается тот факт, что концепция Джеймса нашла свой критический отзвук и в работах академических богословов, таких как М.М. Тареев, П.М. Минин, А.М. Туберовский. Опираясь на Джеймса как на автора, «научно» подтвердившего наличие религиозно-мистического опыта, они в то же время стремились ответить на вызов, который ставил перед ними джеймсовский плюрализм. Этот вызов сводился к вопросу о принципах
выделения из общего многообразия религиозно-мистического опыта его специфически христианских проявлений, которые увязывались бы и с содержанием христианского учения, и с вытекающим из него христианским действием в миру. Такая постановка вопроса обуславливалась и необходимостью обосновать значение христианства как единственной подлинно богооткровенной религии по отношению к другим «внешним» религиям, и желанием решить внутреннюю проблему, которая сводилась к характерной для той эпохи оппозиции монашеского – мирского, индивидуального – социального в жизни Церкви. Рассматривая последовательно работы П.М. Минина, М.М. Тареева, А.М. Туберовского, мы приходим к выводу о формировании в итоге концепта, актуализированного позднее в диаспоре как концепт «мистического богословия» и интегрирующего в себе представления об истинно христианском опыте богообщения, богопознании и деятельности в миру.