Эпистемологические традиции в современной российской философии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-67-77Ключевые слова:
гносеология, эпистемология, субъект, абстракция, коммуникация, ценности, технонаукаАннотация
Два широко используемых в теории познания термина – «гносеология» и «эпистемология» – имеют примерно двухсотлетнюю историю применения. За это время их трактовали весьма разнообразно. В мировой философии первый термин считается устаревшим, а понимание второго развивалось в связи с огромным интересом к научному познанию. В России первый термин встречается гораздо чаще в связи с его использованием в диалектическом материализме и официальной идеологии, второй же получил распространение в последние полвека в связи с влиянием трудов и переводов в области философии науки. Авторы статьи учитывают сложившуюся практику и предлагают применять термин «гносеология» для описания теории познания, построенной на максимальной абстракции субъекта, а термин «эпистемология» использовать в теории познания с пониженным уровнем абстракции субъекта, уровнем, учитывающим такие социальные характеристики субъекта, как его коммуникативность и ценности. В гносеологии эти компоненты либо не изучались, либо с ними боролись как с ненаучными и допустимыми только в обыденном знании. Несмотря на развитость философских концепций социальности субъекта в теории познания, в реальной технонауке все еще очень широко используется модель максимально абстрактного разума, что отражается в первую очередь на содержании и риторике научных статей. В статье приведены примеры из современных научных текстов, опубликованных в высокорейтинговых технических журналах. Делается вывод, что использование только абстрактного представления о субъекте мешает самим ученым сформулировать и осознать сегодняшние острые проблемы своих наук.