«Ушедший в Лес» в поисках «кладовой солнца»: философия спасения Михаила Пришвина
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-16-22Ключевые слова:
персонализм, участное мышление, социальная онтология, диалог, философский сюжет, панпсихизм, гилозоизм, русский космизм, лесная сотериология, экотеология.Аннотация
В статье реконструируются основные аспекты философии спасения Михаила Пришвина. Проводится мысль о том, что сотериология Пришвина восходит к неоплатонической традиции, к ее трансформации в мифе о Невидимом граде, источником которого становится идея «истинной земли» Платона, града Божия Аврелия Августина, «всеединства» Вл. Соловьева. Дневники и прозу писателя объединяет интуиция «воскрешения из числа». Оптика родственного внимания, любви различающей, предложенная Пришвиным как альтернатива объектному мышлению (мышлению «числа», не различающему «лиц»), дает ответ на вопросы его современности – о духовном сопротивлении «техногенному коллективизму» и альтернативном пути «взаимознания» природы и космоса в целом. Философские сюжеты Пришвина входят в семью идей «мыслительного коллектива», объединяющего «взыскующих града» русской Laientheologie XIX столетия (Ф. Достоевский; Л. Толстой; Н. Федоров; Вл. Соловьев), экзистенциальную
философскую традицию, христианский персонализм и диалогизм XX в. (М. Хайдеггер; Э. Юнгер, В.В. Бибихин; В.В. Розанов, А.А. Мейер,
М.М. Бахтин, А.А. Ухтомский). Рассуждения Пришвина о мире как живом целом оказываются созвучны с гилозоизмом И.В. Гёте, панпсихизмом Д. Андреева, концепцией продолжающегося творения в космизме А.К. Горского и В.Н. Муравьева, христианским эволюционизмом Тейяра де Шардена, современной христианской экологией Т. Горичевой, экотеологией Р. Бокхэма, С. Мо-Лобеда, С. Боума-Предигера, Дж.Ф. Хота.