О рациональности аргументации в современной педагогике (методологический аспект)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-209-215Ключевые слова:
методология науки, педагогика, диалог, научная коммуникация, аргументация, корректность коммуникации, диалог гармонизирующий, А.А. ПотебняАннотация
Дискуссии, аналитический разбор выдвинутых гипотез, критическое рецензирование публикаций, полемика и прочие формы имманентного научного критицизма являются условием развития научного, а тем более философского знания. Важно, однако, чтобы эти формы критического общения ученых осуществлялись в виде конструктивного диалога, участники которого строго отслеживают рациональную корректность своей аргументации и адекватно реагируют на критику. Поводом для написания этой коллективной статьи послужило появление в области педагогических исследований работ, содержащих концептуально некорректные и практически не обоснованные утверждения. Между тем речь идет об области исследований, ошибки в которой чреваты весьма серьезными негативными последствиями для России. В намерения авторов отнюдь не входит навязывание своей точки зрения по тем или иным проблемам современного образования – в статье на конкретных примерах демонстрируются элементы некорректных логических и содержательных построений, используемых участниками научных дискуссий и дается оценка их возможных последствий для образования, воспитания, равно как и их теоретического осмысления педагогической проблематики. Авторы исходят из методологических установок, ориентирующих исследователей на «диалог гармонизирующий» (А.А. Потебня), и в этом контексте особое внимание уделяется, так сказать, конструктивной роли выявляемых в научных дискуссиях «ошибок» и их превращение в «точки роста» знания, коль скоро исследователь готов к их рефлексивной оценке.