О рациональности аргументации в современной педагогике (методологический аспект)

Авторы

  • А.В. Коржуев Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, 109004, ул. Александра Солженицына, д. 28, стр. 1.
  • Ю.Б. Икренникова Российская государственная академия интеллектуальной собственности, Москва, 117279, ул. Миклухо-Маклая, д. 55А.
  • З.А. Кулиев Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, 109004, ул. Александра Солженицына, д. 28, стр. 1.
  • Н.А. Контаров Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, 109004, ул. Александра Солженицына, д. 28, стр. 1.
  • С.А. Лесничук Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, 109004, ул. Александра Солженицына, д. 28, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-209-215

Ключевые слова:

методология науки, педагогика, диалог, научная коммуникация, аргументация, корректность коммуникации, диалог гармонизирующий, А.А. Потебня

Аннотация

Дискуссии, аналитический разбор выдвинутых гипотез, критическое рецензи­рование публикаций, полемика и прочие формы имманентного научного кри­тицизма являются условием развития научного, а тем более философского знания. Важно, однако, чтобы эти формы критического общения ученых осу­ществлялись в виде конструктивного диалога, участники которого строго от­слеживают рациональную корректность своей аргументации и адекватно реа­гируют на критику. Поводом для написания этой коллективной статьи послужило появление в области педагогических исследований работ, содер­жащих концептуально некорректные и практически не обоснованные утвер­ждения. Между тем речь идет об области исследований, ошибки в которой чреваты весьма серьезными негативными последствиями для России. В наме­рения авторов отнюдь не входит навязывание своей точки зрения по тем или иным проблемам современного образования – в статье на конкретных приме­рах демонстрируются элементы некорректных логических и содержательных построений, используемых участниками научных дискуссий и дается оцен­ка их возможных последствий для образования, воспитания, равно как и их теоретического осмысления педагогической проблематики. Авторы исходят из методологических установок, ориентирующих исследователей на «диалог гармонизирующий» (А.А. Потебня), и в этом контексте особое внимание уде­ляется, так сказать, конструктивной роли выявляемых в научных дискуссиях «ошибок» и их превращение в «точки роста» знания, коль скоро исследова­тель готов к их рефлексивной оценке.

Опубликован

2023-10-31

Выпуск

Раздел

Из редакционной почты

Как цитировать

[1]
2023. О рациональности аргументации в современной педагогике (методологический аспект). Вопросы философии. 10 (Oct. 2023), 209–215. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-209-215.