Концепция «места» Накамуры Юдзиро

Авторы

  • Л.Б. Карелова Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-169-180

Ключевые слова:

Нисида Китаро, Накамура Юдзиро, «место», онтогносеология, символическое пространство, топос, здравый смысл, «предикативный мир».

Аннотация

Идеи Нисиды Китаро, в частности его концепция «логики места», оказа­ли значительное влияние на многих японских философов ХХ в., причем не только принадлежавших к Киотоской школе. Можно сказать, что сама категория «место» приобрела статус универсальной когнитивной (онто­гносеологической) метафоры, широко применяемой в самых разных кон­текстах. Накамура, как и многие другие современные японские философы, использует понятие «место» как рамку, позволяющую рассматривать реаль­ность как динамическую сеть многоуровневых связей и взаимодействий. Труды токийского философа Накамуры Юдзиро, творчество которого при­шлось на последнюю треть ХХ – начало ХХI в., представляет собой яркий пример дальнейшего развития теории «места» на современном уровне, под­тверждающий ее эвристические возможности. Статья посвящена анализу взглядов Накамуры в его книгах «Теория топоса», «Теория здравого смыс­ла» и «Предикативный мир и системы», которые демонстрируют эффектив­ность применения топологических метафор в различных областях как есте­ственнонаучного, так и философского знания, внося вклад в развитие современных онтологических и гносеологических теорий. Проведенное ис­следование демонстрирует потенциал азиатских философских традиций, который должен учитываться в решении проблем, стоящих перед современ­ной философией.

Опубликован

2023-10-31

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2023. Концепция «места» Накамуры Юдзиро. Вопросы философии. 10 (Oct. 2023), 169–180. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-169-180.