Квантовая механика в контексте онтологии Хайдеггера
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-120-130Ключевые слова:
бытие, возможность, время, метафизика Аристотеля, онтология Хайдеггера, квантовая физика.Аннотация
Аристотель первым заметил, что существует не только действительное, но и возможное сущее. Однако аристотелевское понятие возможности имеет недостаточно проработанный онтологический смысл. Аристотель не ставит вопрос о собственном бытии возможностей. Для классической мысли это не имело принципиального значения. В квантовой физике дело обстоит иначе. Квантовые возможности имеют собственную действенность, а значит, нужно признать их собственное бытие. Однако это нельзя сделать в рамках обычного мышления, поскольку квантовые возможности не допускают представления в терминах наличного сущего. Это отсылает нас к идеям Хайдеггера. Классическое мышление не замечает онтологическую разницу между бытием и сущим; в результате бытие оказывается представлено в терминах чтойности. Хайдеггер показал упрощенность такого подхода, однако естествознание исходит из указанного отождествления. Удивительным исключением является квантовая механика. Признав собственное бытие квантовых возможностей, мы увидим атрибуты хайдеггеровского бытия. Это бытие не обладает чтойностью и обозначено мною как ψ-бытие. Оно имеет внутреннюю темпоральность, схожую с экзистенциальным
временем Dasein. Выявляется и отличие ψ-бытия от бытия в трактовке Хайдеггера. Ψ-бытие обладает действенностью, которая способна трансформировать чтойность исходного сущего. Это открывает эвристическую перспективу для философской онтологии. По Хайдеггеру, Dasein суть бытие экзистенциальных возможностей. Но эти возможности не связаны с личностной определенностью. Зато квантовая механика подсказывает нам, что определенность сущего («что» или «кто») может меняться под влиянием бытия, не имеющего собственной чтойности.