Русские образы греческой мысли, или Платон Владимира Соловьева
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-64-74Ключевые слова:
русская философия, Владимир Соловьев, Платон, «платоновский вопрос», история философии.Аннотация
В статье речь идет об истолковании платоновской мысли и наследия Владимиром Соловьевым, знаменитым русским философом конца XIX в. Показана специфика соловьевского подхода к «платоновскому вопросу», его отношение к исследованиям Платона в филологии и истории философии Западной Европы того времени. Автор статьи рассматривает соловьевскую герменевтику Платона сквозь призму понятия «ассимиляция», противопоставляя свое понимание иным попыткам историко-философского истолкования. Для Соловьева понять мысль Платона – значит понять Платона как живую личность, а живая личность – это личность развивающаяся, идущая через кризисы к новым свершениям. Это представление взято Соловьевым из традиции немецкой филологии. Однако Соловьев по-иному смотрит на движущую силу, заставлявшую Платона переходить от одного образа мысли к другому. Любовь как primum mouens в творческом развитии Платона связывает Платона европейской филологии с внутренним самоощущением самого Соловьева, который был не только спекулятивным философом, но и лирическим поэтом. В определенном смысле и главная философская тема Соловьева, тема всеединства, – всего лишь объективация лирического пафоса любви, ставшего основой его истолкования Платона.