Монологичность общения как проблема атомизации школы: герменевтический взгляд

Авторы

  • А.Д. Король Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, Минск, 220030, пр. Независимости, д. 4

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-27-35

Ключевые слова:

монолог, понимание, атомизация, общение, школа, вопрос, молчание

Аннотация

В статье рассматривается проблема атомизма в педагогике сквозь призму понимания и общения, составляющих канву герменевтического подхода. В качестве основной причины атомизации общения в школе автор пред­ставляет монологичность образовательной системы как передачу достиже­ний человечества от учителя к ученику на всех его уровнях – смысловом, целевом, содержательном, технологическом. Одинаковость готовой транс­лируемой информации разным ученикам предполагает одинаковость отве­тов учеников «на выходе». Монолог в образовании приводит к дефициту понимания учеником самого себя, Другого и окружающего мира. Это ато­мизирует общение в школе как сферу учебного разговора, снижает мотива­цию к самопознанию и познанию объектов окружающего мира. Безличная информация порождает дистанцию между своим и чужим, между субъек­том и объектом. Одним из направлений преодоления подобного атомизма в школе видится усиление «педагогической соборности», – построение диа­логичного образования, когда методологической доминантой выступает во­прос ученика, а не учителя. В частности, рассматриваются дидактические основы молчания ученика, которое порождает его способность к самопо­знанию и открытию.

Опубликован

2023-10-31

Выпуск

Раздел

Философия, образование, культура

Как цитировать

[1]
2023. Монологичность общения как проблема атомизации школы: герменевтический взгляд. Вопросы философии. 10 (Oct. 2023), 27–35. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-27-35.