Монологичность общения как проблема атомизации школы: герменевтический взгляд
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-27-35Ключевые слова:
монолог, понимание, атомизация, общение, школа, вопрос, молчаниеАннотация
В статье рассматривается проблема атомизма в педагогике сквозь призму понимания и общения, составляющих канву герменевтического подхода. В качестве основной причины атомизации общения в школе автор представляет монологичность образовательной системы как передачу достижений человечества от учителя к ученику на всех его уровнях – смысловом, целевом, содержательном, технологическом. Одинаковость готовой транслируемой информации разным ученикам предполагает одинаковость ответов учеников «на выходе». Монолог в образовании приводит к дефициту понимания учеником самого себя, Другого и окружающего мира. Это атомизирует общение в школе как сферу учебного разговора, снижает мотивацию к самопознанию и познанию объектов окружающего мира. Безличная информация порождает дистанцию между своим и чужим, между субъектом и объектом. Одним из направлений преодоления подобного атомизма в школе видится усиление «педагогической соборности», – построение диалогичного образования, когда методологической доминантой выступает вопрос ученика, а не учителя. В частности, рассматриваются дидактические основы молчания ученика, которое порождает его способность к самопознанию и открытию.