Философские проблемы в теоретическом наследии К.Д. Ушинского (к 200-летию со дня рождения)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-16-26Ключевые слова:
философия образования, философия истории, социально-исторические общности, воспитание, гегельянство, антропологизм, принцип народности.Аннотация
В статье дается историко-философский анализ теоретического наследия одного из самых значительных деятелей «золотого века» русской культуры К.Д. Ушинского. Ушинский вошел в интеллектуальную историю прежде всего как «учитель учителей» – основоположник научной педагогики и философии образования в России. Вместе с тем он уделял большое внимание философскому обоснованию своих взглядов на образование, и в ряде его произведений содержится достаточно развернутое изложение общих вопросов философской антропологии, философии истории и философии науки. В философском плане Ушинский испытал заметное влияние Гегеля, русских гегельянцев (П.Г. Редкин), Фейербаха и первого позитивизма, однако, как показано в статье, при этом он достаточно свободно комбинировал и интерпретировал идеи, идущие из разных источников, занимая в целом независимую теоретическую позицию. Оригинальность философского мышления Ушинского особенно отчетливо проявилась в разработке им ключевой для русской культуры «золотого века» категории народности, значение которой он существенно модифицировал, придав ей не только оценочный, но и инструментальный характер. Кроме того, в работах Ушинского эта категория получила определенный социологический смысл и интерпретацию в рамках сложившихся у Ушинского представлений о ступенях социально-исторического развития человечества и модернизации пореформенного российского общества, переживавшего характерные для процесса становления капитализма коллизии.