Социальное программирование в студенческой аудитории: мотивация на познание

Авторы

  • Б.И. Пружинин Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
  • Т.Г. Щедрина Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Москва, 119435, ул. Малая Пироговская, д. 1; Институт логики, когнитологии и развития личности, Москва, 129110, просп. Мира, д. 70А, стр. 2, оф. 41.
  • И.О. Щедрина Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, 344006, ул. Большая Садовая, д. 105/42.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-5-15

Ключевые слова:

социальное программирование, мотивация, информация, знание, научно-исследовательские программы, И. Лакатос, Н.И. Жинкин.

Аннотация

Социальное программирование рассматривается в статье прежде всего в ка­честве философско-методологической стратегии, ориентирующей современ­ные образовательные практики на решение главной проблемы российского образования: мотивирование учащихся на самообразование, самостоятельное расширение сферы знания и компетентности. По мнению авторов, основной причиной, в силу которой мотивация учащихся превратилась в проблему (причем далеко не только российского образования), является отставание об­разовательных практик от интенсивно трансформирующихся технологиче­ских, а стало быть, и социально-экономических запросов современного об­щества. Определенный вклад в решение данной проблемы может внести ориентация учащихся на активное усвоение знания в ходе их творчески-кон­структивного участия в учебных программах, построенных с применением стратегии социального программирования, что позволит обучающему четко определить место и роль каждого участника совместной деятельности, на­правленной на достижение «запрограммированной» для данного коллектива учебной цели, а обучаемому – содержательно корректировать учебную про­грамму. Организованный таким образом учебный процесс обеспечивает ак­тивное усвоение релевантного массива знания и позволяет внести такие из­менения в коллаборативную структуру программы, которые предполагают когнитивное расширение содержательной составляющей обучения.

Опубликован

2023-10-31

Выпуск

Раздел

Философия, образование, культура

Как цитировать

[1]
2023. Социальное программирование в студенческой аудитории: мотивация на познание. Вопросы философии. 10 (Oct. 2023), 5–15. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-5-15.