А.Ф. Лосев о классификации искусств в немецкой эстетике: тезисы 1933 года. Лосев А.Ф. Классификация искусств в немецкой эстетике. Подготовка текста и публикация П.В. Резвых
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-125-140Ключевые слова:
А.Ф. Лосев, эстетика, немецкая классическая философия, романтизм, диалектика, классификация, искусство.Аннотация
В статье дается анализ публикуемого на основе рукописи текста выдающегося русского философа и филолога-классика А.Ф. Лосева (1893–1988) – тезисов о классификации искусств в немецкой эстетике, написанных в 1933 г., когда философ уже не был заключенным, но все еще продолжал жить и работать на Беломорстрое. Высказывается гипотеза, что текст является подготовительным материалом к устному выступлению (лекции или докладу), сделанному Лосевым в лагере. Автор показывает, что в содержательном
отношении тезисы продолжают и развивают основные тенденции историко-эстетических штудий Лосева 1920-х гг., в частности его докладов в ГАХН и трактата «Диалектика художественной формы». Вместе с тем продемонстрировано, что формулируемые в тезисах выводы относительно современного развития искусства в его связи с производством находят себе соответствие в некоторых лейтмотивах лагерной прозы Лосева, в частности повестей «Встреча» и «Метеор», над которыми философ работал в том же 1933 г. В контексте художественной прозы Лосева его тезисы 1933 г. предстают не только как важный источник для реконструкции его эстетической концепции, но и как человеческий документ, открывающий экзистенциальное измерение его философствования.