Трансформация идентичности и реабилитация идеологии в условиях нарастания мирового кризиса
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-60-70Ключевые слова:
базовая идентичность, гражданская идентичность, диффузность, реабилитация идеологии, новый европеизм, политика идентичности, христианское гражданство, ценностные образцы, victim blaming.Аннотация
Статья посвящена проблематике идентичности и «нарративам самоопределения» в современном мире. Согласно автору статьи, современная политика идентичности порождает новые и актуализирует старые нарративы культурно-цивилизационного, национального и конфессионального самоопределения. В статье констатируется кризис евроидентичности, развивающийся под влиянием постгуманизма и агрессивного трансатлантизма, а также общий кризис западных ценностей, ответственных за обеспечение «социальных взаимодействий» в дюркгеймовском понимании этого термина. Это может свидетельствовать о смене модели развития и норм самоидентификации в западном мире в ближайшее десятилетие. Автор также указывает на кризис постсоветской идентичности, который постепенно преодолевается посредством культурного синтеза досоветских и советских, «белых» и «красных» моделей самоидентификации. Констатируется, что обществу, не развивающему свою историческую идентичность, приходится принимать навязанную ему глобалистскую квазиидентичность, о чем свидетельствует постсоветский период в России. Борьбу различных норм описания идентичности автор объясняет соперничеством социально-политических групп в ходе реставрации базовой российской идентичности. В статье указывается на связь внешней, поверхностной семантики identity с влиянием политических идеологий; подчеркивается различие между оптимальными идеологиями и доктринальными сверхидеологиями, например марксистско-ленинской и неолиберальной. В отличие от устойчивого ядра identity, идеология чаще меняется под влиянием новых исторических условий. При этом ядро идентичности («кто мы») и «пояс» идеологии («к чему мы стремимся») отсылают друг к другу и объясняют друг друга, поскольку без понимания своих долгосрочных целей обществу было бы проблематично выработать полную самохарактеристику.