Философская дезинтеграция и шанс практической философии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-32-44Ключевые слова:
деления философии, теоретическая философия, практическая философия, практическая рассудительность, управляющая наука, блага, цели, индийская философия, агатологическая телеология, Аристотель.Аннотация
Автор статьи осмысляет ту, на его взгляд, важнейшую закономерность, что при ничем не ограниченной в настоящее время легитимации «философий совершенно чего угодно» (вплоть до философий труда и отдыха, танца и спорта, секса и сделок и т.д.) самоосмысление философии переживает глубочайший кризис. Он называет этот парадокс буйным ростом деревьев при вырубании леса. Наиболее брутальное проявление этого положения вещей – поступательная деградация самого интереса к предметной структуризации философии, которая считалась важнейшим делом философов от Античности до позднего модерна, и приводятся разнообразные примеры деградации работы над ней. Признавая, что в настоящее время уже невозможно предложить хорошую общую классификационную рамку для всей философии, общий предметный объем которой близится к бесконечности, автор считает возможным вытащить из хаоса практическую философию (коррелят теоретической), которая со времен Аристотеля имела в своем распоряжении достаточно «сплоченный» набор основных дисциплин. Автор предлагает и его обновление, а также замещение заглавной аристотелевской «строительной науки», каковой была «практическая рассудительность» (φρόνησις πρακτική), агатологической телеологией, изучающей человеческое целеполагание в контексте благо-полагания. В качестве «поддержки извне» автором привлекается индийская схема человеческих целей (puruşārthāḥ) и авторитетное мнение дхармашастр, согласно которому критерием человеческих целей должно быть их участие в благе.