Ю.М. Лотман и А. Бергсон (семиотика искусства – философия жизни)*
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-205-215Ключевые слова:
Ю.М. Лотман, А. Бергсон, семиосфера, интуитивная метафизика, длительность, В.И. Вернадский, И. Пригожин, история.Аннотация
В 1980–1990 гг. научные интересы Лотмана были в основном сосредоточены на исследовании динамических процессов, протекающих в семиосфере. Его интересовало соотношение пространства и времени как двух несводимых друг к другу семиотических языков, проблемы пустоты как объекта и языка описания, роль взрывов и непредсказуемых процессов в динамике культуры, функции исторической памяти в культуре и т.д. Многие из этих идей оказываются созвучны интуитивной метафизике Бергсона с ее понятием длительности как основы творческой эволюции. При этом имя Бергсона не упоминается в исследованиях Лотмана. Можно говорить лишь
о посреднических каналах, по которым идеи Бергсона доходили Лотмана. Большое влияние на него оказали учение В.И. Вернадского о биосфере и теория диссипативных структур И. Пригожина. Каждый из этих ученых в свою очередь испытал влияние Бергсона. Для Вернадского была важна идея необратимости времени и длительности как творческого начала жизни. Пригожин, развивая идеи Бергсона о непредсказуемости эволюции, сделал случайные процессы объектом научного изучения. Но при этом его
исследования проводились в основном на химическом и биологическом уровне. Лотман перенес исследования случайных процессов на уровень истории культуры. Сопоставление теоретических подходов Лотмана к пониманию природы и функции искусства с интуитивной философией Бергсона обнаруживает несомненное сходство, что позволяет рассматривать научные идеи позднего Лотмана в рамках философской парадигмы, у истоков которой стоит Бергсон.