Этический смысл «невыразимого» у Витгенштейна и Беньямина
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-197-204Ключевые слова:
язык, этика, невыразимое, моральное, ценности, говорение, показывание, Витгенштейн, БеньяминАннотация
В статье проводится параллель между лингвистическими теориями Людвига Витгенштейна и представлениями Вальтера Беньямина о происхождении языка и его трансформациях в современных реалиях. В «Логико-философском трактате» Витгенштейну удается показать мир как целостность, упорядоченную в соответствии с грамматическими структурами языка, но в то же время это позволяет ему обозначить некоторую границу, за которой располагается «невыразимое» – недоступная языку сфера этических ценностей. Беньяминовский подход к постижению языка, напротив, кажется совершенно алогичным и иррациональным: его исток – библейский миф о творении мира Словом и о речи как божественном даре. В ходе истории теургическая сила языка постепенно иссякает, все больше отдаляясь от своего сакрального первоисточника. Однако и в нынешних коммуникативных практиках все еще можно распознать этот далекий прообраз, который присутствует в речи в форме невыразимого. Теологические коннотации понятия «невыразимого» не мешают Беньямину связывать его с той же областью нравственных ориентиров, которую Витгенштейн неслучайно охарактеризовал термином «мистическое». Предпринятый сопоставительный анализ концепций Беньямина и Витгенштейна призван продемонстрировать, что за разными стратегиями философского вопрошания стоит общее стремление очертить ускользающую от прямого выражения сферу этического – одновременно посредством языка и вопреки ему. В процессе реконструкции учений двух знаковых фигур западной мысли обнаруживаются важные точки пересечения: тенденция к онтологизации языка, неартикулируемость ценностных смыслов в нормативных высказываниях, включение этического измерения в среду повседневного функционирования живой речи.