Пространство культуры в зеркале городского ландшафта
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-174-188Ключевые слова:
город, пространство культуры, культурный ландшафт, артефакт и контрафакт, метафизическая вертикаль культуры, монументы, ментальные карты города, конструктивный реализм, метамодерн.Аннотация
В статье исследованы основные характеристики концепта «пространство культуры» как одной из фундаментальных онтологических характеристик «второй природы» человека. Обосновано, что такое пространство обладает субстанциальной целостностью в географическом, умозрительном и метафизическом планах, что оно несет в себе свернутые смыслы и возможности, которые реализуются в выстраивании системы отношений между объектами городской среды. Город представляет собой культурный ландшафт, образованный наложением на географическое место сферы смыслов. В данном контексте сам город и наполняющие его объекты рассматриваются в оппозиции «артефакт – контрафакт», которая связана с ценностно-смысловым содержанием искусственных объектов. Посредством артефактов выстраивается метафизическая вертикаль культуры, в которой происходит распознавание идей и их материальное воплощение. Подобное воплощение обладает имманентной выразительностью, которая определяет визуальную сторону пространства культуры города. Здесь особое место занимают монументы, которые, с одной стороны, организуют пространство, выступая его эстетической и смысловой доминантой, а с другой стороны, несут в себе пафос высшего смысла человеческого бытия. Смысловая сторона пространства городской культуры определяет его семиотический ландшафт, который заполняется нарративами, формирующими достопримечательности города. Они, в свою очередь, обрастают арт-объектами, входящими в физическую плоть городского пространства. Смысловой компонент предполагает субъективное измерение пространства культуры. Оно представляет собой структурирующие жизненный опыт горожанина ментальные конструкты, в пространстве которых он переживает свое присутствие в городе. Авторы показывают, что такие конструкты не являются герметичным субъективным образованием. Они формируются в контексте интерпретации смыслов городских артефактов в горизонте духовных ценностей культуры.