Постметафизическое мышление, экклезиология и вопрос уникальности богословского языка

Авторы

  • А.В. Кольцов Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6/1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-151-161

Ключевые слова:

слабая теология, постметафизическое мышление, экклезиология, уникальность богословского языка

Аннотация

В статье две избранные экклезиологические концепции ХХ в. (еп. Дамас­кина Цедрика и митр. Антония Блума) сопоставляются с ходами мысли постметафизической теологии, а именно с направлением слабой теологии (Дж. Ваттимо, Дж. Капуто). Во-первых, специальной проработки требует определение объекта рассмотрения – набора экклезиологических программ ХХ в., в ключевых моментах созвучных общим принципам современного постметафизического мышления; эта задача требует, с одной стороны, вы­явления специфических черт слабой теологии в ее аутентичных изводах, с другой стороны, установления более широкого (как хронологически, так и в отношении различных школ и направлений) идейного пространства, об­ладающего выделенными чертами. Во-вторых, встает вопрос о природе своеобразия каждой из рассматриваемых реплик: насколько они обусловле­ны «внешними» факторами (объективной исторической ситуацией или ори­ентацией на определенные социально-философские тенденции), а насколь­ко остаются специфически богословским высказыванием, осмысляющим конкретную ситуацию в особой религиозной логике. В основной части предложен обстоятельный разбор экклезиологических взглядов еп. Дамас­кина и митр. Антония (которые избраны как два оригинальных примера бо­лее широкого круга типически сходных реплик). В итоге удается выделить общие для них содержательные и методологические черты, которые вместе с тем созвучны основным положениям постметафизической теологии. В ка­честве выводов утверждается 1) наличие более широкого пространства ре­акции на культурную ситуацию критики модерна, частью которой является движение слабой теологии, 2) присутствие в рассмотренных концепциях собственно теологической, не сводимой к актуальному историко-идейному контексту, проработки моделей церковного устройства, 3) возможность ин­терпретировать сакраментальные аспекты представленных экклезиологий в духе постмодернистской поэтики События.

Опубликован

2023-08-31

Выпуск

Раздел

Философия, религия, культура

Как цитировать

[1]
2023. Постметафизическое мышление, экклезиология и вопрос уникальности богословского языка. Вопросы философии. 8 (Aug. 2023), 151–161. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-151-161.