«Нерукотворный памятник» Пушкина как поэтический храм Свободы в контексте идеологии российской имперской государственности и религиозной философии масонства*
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-140-150Ключевые слова:
философия «Памятника» Пушкина, имперский концепт Петра I в «Медном всаднике», концепция «нерукотворности», доктрина храма Свободы у масонов.Аннотация
В статье анализируется концепт «Александрийского столпа» в пушкинском «Памятнике» как символа здания российской имперской государственности и идеологии («Александрия» Александра I – по аналогии с псевдоисторической «Александрией» Александра Македонского) в противопоставлении его созданному Пушкиным «нерукотворному памятнику», который в свете религиозной философии российского масонства и в корреляции с Мк. 14:58 и 2Кор. 5:1 мог рассматриваться как поэтический храм Свободы – «Александрия» Александра Пушкина. Параллельно в статье интерпретируются отраженные в «Медном всаднике» идеологические и мировоззренческие особенности пушкинской трактовки миссии Петра I как основателя Российской империи и Санкт-Петербурга как Четвертого Рима. Особое внимание уделено выявлению отдельных аспектов семантического поля понятия «нерукотворный» у Пушкина (hapax legomenon языка поэта) в сопоставлении с его значениями в источниках, из которых данный термин мог быть им заимствован. Автор анализирует также концепт свободы у Пушкина в корреляции с соответствующими воззрениями российских масонов на свободу и духовный храм Свободы – мировой/вселенский и внутренний/индивидуальный. Также рассматриваются особенности эволюции пушкинского представления о богодухновенности его творчества, прежде всего – в сопоставлении его стихотворений «Пророк» и «Памятник». При этом автор приходит к выводу, что представление Пушкина об истинной свободе в соотношении с его убежденностью в богодухновенности своего творчества сближается с соответствующей концепцией Жозефа де Местра, творчество которого было хорошо известно поэту.