Эстетика и метафизика: коллизии современности
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-70-73Ключевые слова:
Эстетика, метафизика, трансцендентализм, искусство, Кант, Хайдеггер, Мамардашвили.Аннотация
Тема соотношения эстетики и метафизики обсуждается в некоторых направлениях современного философствования – отечественного и зарубежного. Автор обращает внимание на то, как указанное соотношение прочитывается в актуально звучащих смыслах классической традиции. Пролагая границы внутри трансцендентальной метафизики (само собой разумеется, что сами границы могут меняться, перекраиваться, пересматриваться), И. Кант в «Критике способности суждения» показывает, что принципы способности эстетического суждения не входят в состав метафизики, а лишь могут примыкать к теоретической и практической философии. Что же, собственно, означает эта близость к частям метафизики, насколько адекватны проведенные границы, если рассматривать их в совокупности идей и установок критического трансцендентализма? Уже в первой «Критике» эстетика, по сути, входит в метафизическую панораму тогда, когда Кант использует художественный прием персонификации при обсуждении вопроса о мировом понятии философии. Еще более сложной представляется проблема современного понимания метафизики, достаточно вспомнить анализируемую в некоторых работах проблему метафизического апостериори, которое открывает значительные перспективы развития эстетики. Автор также обращается к позиции М. Хайдеггера, которую определяет как скептическое отрицание эстетического логоса метафизики. Анализ его работ показывает, что связь эстетики и метафизики требует отдельной проблематизации. Оригинальные интерпретации этой тематики, фиксирующие парадоксальность эстетического сознания, были предложены в трудах отечественных философов (М.К. Мамардашвили, В.А. Подороги и др.).