Проблема самосознания и место «социальных глав» в композиции «Феноменологии духа» Гегеля
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-7-148-158Ключевые слова:
Гегель, философия, «Феноменология духа», самосознание, интеллектуальное созерцание, социальное, спекулятивная философия.Аннотация
В статье анализируется соотношение двух тематических линий «Феноменологии духа» – поисков способа раскрытия содержания самосознания и определения места социально-исторической проблематики в структуре произведения. Признание Гегелем положения о единстве мышления и языка делает необходимым элементом «опыта сознания» «внутреннюю речь», в связи с чем оказывается невозможным принять в качестве метода постижения самосознания недоступное для вербальной верификации «интеллектуальное созерцание». С другой стороны, в процессе раскрытия «бесконечности» выявляется недостаточность как чисто мысленной модели самосознания, так и образных средств его описания. В этой кризисной фазе развития сюжета Гегель и обращается к рассмотрению социально-исторической проблематики. Спекулятивная структура «бесконечности» выступает в качестве основания конституирования «модусов самосознания» как субъектов социального действия, и в складывающихся между ними отношениях, доступных наблюдению и описанию в «опыте сознания», находит отражение содержание самосознания. В «социальных главах» Гегель стремится показать, что эволюция форм социальных отношений способна раскрыть его исчерпывающим образом, о чем свидетельствует «воспоминание-самоуглубление» духа, представленное в последних двух главах произведения. В акте «совершенного понимания» исторических эпох и культур находит отражение синтез социально-исторического бытия, приобретающий форму «конкретного самосознания» – Абсолютного знания. На основании изучения соотношения самосознания и образов социально-исторического бытия в «Феноменологии духа» делается вывод о принципиальном значении найденного Гегелем метода раскрытия самосознания для утверждения рационально-понятийной формы философского знания.