«Поздний» Лотман и Московско-тартуская семиотическая школа: «в тылу», «на передовой» или «в пути»?

Авторы

  • Н.С. Автономова Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-7-131-142

Ключевые слова:

Московско-тартуская семиотическая школа, структурализм, постструктурализм, непредсказуемое, перевод, непереводимость, понимание, непонимание.

Аннотация

Заглавие данного текста строится на образах, взятых из беседы «позднего» Лотмана с эстонским культурологом Пеэтером Торопом, записанной в 1992 г. Они возникли не сами по себе, но в ответ на вопрос о «судьбе тартус­кой школы», о ее современном состоянии, о ее месте и роли в науке. Через «военную» метафору «позднего» Лотмана, противопоставлявшего «тыл» и «передовую», в статье осмысливаются современные тенденции развития структурных и семиотических исследований. При этом автор не отождеств­ляет методологический подход Московско-тартуской семиотической школы (МТСШ) и его воплощение в творчестве ее самого яркого представите­ля, но и не разрывает их, как это делают те современные критики, для кото­рых постструктуралистская чуткость «позднего» Лотмана выступает как преодоление структуралистского догматизма школы. Уходя от черно-белых оценок, автор показывает развертывание в творчестве Лотмана новых (хотя и приписываемых им школе в целом) проблем – многоязычия, культурной динамики, открытости семиозиса в пространстве и времени. Наиболее ин­тересный и философски значимый концептуальный ход автор видит в лот­мановской трактовке перевода, где непонимания и непереводимости рас­сматриваются уже не как препятствия к познанию, но как источники новых культурных смыслов.

Опубликован

2023-07-31

Выпуск

Раздел

К 100-летию Юрия Михайловича Лотмана

Как цитировать

[1]
2023. «Поздний» Лотман и Московско-тартуская семиотическая школа: «в тылу», «на передовой» или «в пути»?. Вопросы философии. 7 (Jul. 2023), 131–142. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-7-131-142.