Прагматика как само-порождение самого-по-себе-субъекта
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-7-93-103Ключевые слова:
семиотика, прагматика, биосемиотика, субъект знаковой деятельности, интерпретация, интерпретанта, квази-говорящий, Ч. Пирс, Ч. Моррис, Г. Проди, М. Барбьери.Аннотация
В статье предлагается пересмотреть принятое представление о прагматике как об отношении между знаком (системой) и автономным субъектом. Возможность такого подхода демонстрирует семиотика Пирса. В его концепции, несмотря на наличие интерпретанты и интерпретации, отсутствует понятие интерпретатора. Пирсовское понимание знака как алгебраического отношения не требовало обращения к мышлению, однако понятие интерпретанты необходимо было связать с интерлокуторами. В незавершенной концепции Пирса возникают квази-субъекты (квази-говорящий и квази-интерпретирующий), которые «впаяны» в сам знак и представляют собой квази-персонификацию стадий семиозиса. Тем самым хронологически последняя семиотическая концепция Пирса показывает возможность семиотических операций, которые не предполагают обладающего сознанием автономного по отношению к знаку субъекта-интерпретатора. В развитие такого подхода нами рассмотрены процессы обработки генетической информации, где
выявлены операции, при которых интерпретанта и интерпретатор могут совпадать. Подход Пирса, выводящий интерлокуторов не из внешней среды, а из самого знака, может быть распространен и на семиотические мега-системы (семиосфера, культура, язык), когда семиотическая структура выступает, говоря словами Ю.М. Лотмана, как субъект и сама по себе объект. Предлагается понимать прагматику как отношение между знаковой системой-объектом и мета-системой, регулирующей ее актуализацию. Мета-система предстает как семиотическое «Я», которое управляет процессом порождения (квази-говорящий) и интерпретации (квази-интерпретатор). Такая антропоморфизация мотивирована тем, что прагматика и есть знаковая система в ипостаси «говорящего лица».