Антропологическая традиция: византийское православие и ислам
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-6-164-175Ключевые слова:
христианство, ислам, суфизм, византийская патристика, Максим Исповедник, ал-Газали, Боговоплощение, фана’, мулк, джабарут, малакут, зеркалоАннотация
В статье рассматривается становление религиозно-антропологических традиций в рамках византийского христианства и средневековой арабо-мусульманской философии. Представлены взгляды греко-византийского богослова и мыслителя Максима Исповедника (580–662) на человека в контексте теологической разработки Отцами церкви основного христианского догмата о Боговоплощении Иисуса Христа. В плане философской компаративистики сопоставляются антропологические концепции преподобного Максима и самого яркого представителя ислама, создателя суфийской философско-теологической системы эпохи Средневековья Абу Хамида ал-Газали (1058–1111). Показаны как общие черты теологии и философии этих мыслителей, так и различия в их антропологических доктринах. Одной из точек пересечения является философская идея совершенного человека, которую формировали греко-византийские Отцы церкви и ал-Газали и на основе которой они выстраивали более широкое философско-теологическое понимание человека в его связи с Творцом. Авторы показывают, каким образом идея совершенства человека реализовалась в соотношении «Бог – человек – мир» в онтологическом и гносеологическом планах с точек зрения восточной патристики и суфизма. Показана полнота и целостность духовно-телесного человека в ортодоксальной доктрине византийского христианства. Учение о человеке ал-Газали обосновано как концептуальное осмысление места человека в системе созданного Богом мира как халифа – наместника Бога на земле.