Геймификация как нарастающий тренд в сфере высшего образования: перспективы и проблемы

Авторы

  • Е.Н. Гнатик Российский университет дружбы народов, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-6-116-123

Ключевые слова:

геймификация, обучение, высшее образование, игровые технологии, искусственный интеллект, манипулирование сознанием, управление поведением, реформистский симулякр

Аннотация

Статья посвящена обсуждению феномена геймификации (игровизации) и проблем внедрения игровых практик в систему высшего образования. Ба­зируясь на информации о потребительских привычках, стилевых особенно­стях поведения и т.п., геймификация становится достаточно эффективным IT-инструментом, способствующим достижению целей того или иного про­екта путем искусственного конструирования мотивации игрока, по сути – программирования на определенную модель поведения. В работе отмечено, что западная тенденция внедрения игр и игровых технологий в учебные курсы стала значимым ориентиром для отечественной образовательной по­литики, и геймификация сегодня обсуждается как новый, альтернативный способ организации обучения в образовательных учреждениях нашей стра­ны, позволяющий значительно повлиять на поведение учащихся и на эф­фективность результатов обучения. Анализируя возможные последствия и пытаясь учесть явные и латентные риски, автор приходит к выводу, что наиболее тревожной тенденцией внедрения геймификации в учебный про­цесс является создание беспрецедентных возможностей для сбора данных о поведении студентов в цифровом образовательном пространстве. Отсле­живание реакций и психоэмоционального состояния молодых людей в ходе геймифицированного обучения, задействование технологий искусственного интеллекта, нейронных сетей, использование технологий анализа учебных действий, анализ цифрового следа – все это может способствовать построе­нию и совершенствованию необходимой заказчикам стратегии управления поведением. Здесь просматривается перспектива для масштабной работы по созданию дополнительных средств контроля, стандартизации и коррекции с целью совершенствования методик манипулирования сознанием и поведе­нием масс людей. По мнению автора, превращение обучения в компьютер­ную игру может не только привести к существенной деформации внутрен­него смысла педагогики, но и превратить обучающихся в объект различных манипуляций с использованием методологии high-human, широко применя­ющей инструментарий smart-технологий.

Опубликован

2023-06-30

Выпуск

Раздел

Философия, наука, культура

Как цитировать

[1]
2023. Геймификация как нарастающий тренд в сфере высшего образования: перспективы и проблемы. Вопросы философии. 6 (Jun. 2023), 116–123. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-6-116-123.