Человек как сервомеханизм: пределы органопроецирования
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-6-66-74Ключевые слова:
органопроекция, человек, культура, техника, философия техники, Э. Капп, П. Флоренский, М. Маклюэн, цифровая реальность, научное искусство, цифровая антропология.Аннотация
В статье исследуется разработанная Э. Каппом концепция органопроекции, выражающая попытку осуществления философом антропологической редукции – рассмотрения технических достижений в качестве проекций человеческой сущности. По мысли Каппа, процесс создания техники предстает как акт бессознательного самотворчества – проецирования внутреннего устройства собственных органов и их функциональных соединений вовне. Несмотря на критику современников, его представления оказались значимыми для дальнейшего развития философской мысли. В связи с этим предлагается проследить, как в интерпретациях П. Флоренского, М. Маклюэна, а также современных исследователей концепция органопроекции все больше удалялась от изначального физиологического подхода, постепенно расширяя область возможного применения до интеллектуальных систем и искусственного интеллекта, замещающих самые сложные человеческие операции. Между тем актуальные возможности новейших технологий становятся магистральной темой не только для актуального научного знания, но и для современного искусства, в лоне которого созревают проекты по фундаментальной интеграции науки и художественного творчества. Выдвигается предположение, что идея органопроекции в ее новейших модификациях может быть использована в качестве исследовательской оптики для анализа современного технологического искусства и цифровой реальности. Практики современной культуры, таким образом, опровергают тезис о том, что схема органопроекции применима лишь к некоторым из элементарных орудий, тогда как для большинства более развитых выявление их связи с органическими прообразами оказывается затруднительным.