Маятник философского осмысления «архитектуры мира»: от земной реальности к небесной (духовной) и обратно
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-6-57-65Ключевые слова:
реальность, бытие, Бог, земля, небо, поворот, мышление, культура, социальность, кризис.Аннотация
Анализируются повороты философского осмысления, которые, образно говоря, можно уподобить маятнику, а именно – поворот от понимания бытия как земной реальности к истолкованию его как реальности духовной и небесной, но также и обратный поворот. Рассматривается поворот, совершенный Платоном, противопоставившим мир вещей и идей, поместившим идеи на небо среди богов и блага, потом реакция на этот ход Аристотеля, который, наоборот, наделяет бытием обычный мир (его первая сущность совпадает с единичными вещами). Анализируется поворот, который наметил св. Августин: если первоначально он мыслил Бога в рамках земного бытия, то затем понял, что это Дух, творение по Слову, путь и истина. Следующий поворот совершается в эпоху Возрождения, его готовит Николай Кузанский, снимающий противопоставление земного и небесного, естественного и искусственного. Завершает этот поворот к земной реальности и природе Френсис Бэкон. Автор старается понять описанный им маятник не просто как оппозицию «земля – небо», «реальное и сакральное», а как различие двух методологий исторического осмысления и изучения мира. В конце статьи обсуждается возможный поворот, намечающийся в наше время, связанный с кризисом современной цивилизации. Речь идет не об отказе от земной реальности и прагматики жизни, но об усилии и воли к жизни, о вере в возможность продолжения жизни на земле, но иной, переосмысленной, перестроенной. Ставится вопрос: не являются ли подобный поворот, усилия и вера – движением маятника в другую сторону? Это, конечно, не небо Платона и не небо Господа, и даже не космос, в котором человечество могло бы найти более совершенную жизнь. Скорее всего, это будет небо нашей реальной жизни, но жизни продуманной, преображенной, имеющей реальный шанс на продолжение и развитие.